Объясняем

Добрые советы для родителей «Воспитываем читателя»


    Для воспитания грамотного читателя родителям необходимо ежедневно читать детям художественную литературу, рассматривать с ними книги, иллюстрации к ним, вести беседы о прочитанном, выясняя, что понравилось или не понравилось малышу, что интересно ему как читателю, как он воспринимает прочитанное, чем мотивирует выбор книги для чтения. Именно родители должны научить ребёнка правильному обращению с книгой, рассказывая ему о том, кем она написана, как она называется, кто её иллюстрировал.

    Для решения этих задач в каждой семье должна быть детская библиотека, а уже в старшем дошкольном возрасте дети вместе с родителями должны пользоваться книжным и журнальным фондом публичной библиотеки. Для того чтобы эти задачи были воплощены в жизнь, нужно проводить систематическую и содержательную работу с детьми и их родителями. Это могут быть консультации, беседы, встречи с библиотечными работниками, организация выставок детской литературы, знакомство с детскими журналами и много другое.





     Задачи, стоящие перед семьёй по воспитанию грамотного читателя.

     Ежедневно читать ребёнку художественные произведения, рассматривать книгу, иллюстрации к ней, вести беседы о прочитанном.

    С помощью книги развивать эмоциональную сферу ребёнка.

    Учить правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, кто её иллюстрировал.

    Приучить воспринимать процесс чтения как интересное, серьёзное и важное дело.

    Формировать нравственные качества ребёнка.

    Обращать внимание на язык художественного произведения, на выразительные средства.

    Создавать домашнюю библиотеку. Учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки.




     Предлагаем родителям следующий порядок чтения книги: 
 - сначала мама «глаза в глаза» читает ребёнку текст и не показывает картинок;

 - дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;

 - Обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;

 - демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и название книги;

 - соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребёнка. А заглавие книги с рисунком на обложке;

 - читать следует выразительно, расставляя акценты-ударения.

    Родители, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребёнка на всю жизнь, должны принять во внимание следующее.

1.     Следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.

2.     Старайтесь всегда читать малышу выразительно.

3.     Прививайте малышу бережное отношение к книге. Малышу с ранних лет следует внушать, что книги нельзя рвать, её нужно читать или рассматривать аккуратно.

4.     Не читайте вместе с ребёнком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Обязательно объясните то, что ребёнок не понял.

5.      Чтобы не отбивать у ребёнка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению. Не смотрите на часы – руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Беспроигрышным вариантом, как и во всех других ситуациях, остаётся воспитание любовью: листая книги в обнимку с ребёнком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.



Мастер – класс «Игра как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников»





Цель:обучение участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения применению игровых технологий в развитии эмоционального интеллекта детей

Задачи:

1.     Познакомить коллег с педагогическими находками, направленными на развитие эмоционального интеллекта детей.

2.     Рассказать об опыте использования средств устного народного творчества, в частности народных сказок, в развитии эмоционального интеллекта у детей.

3.     Провести с участниками мастер-класса практикум на развитие эмоционального интеллекта детей средствами устного народного творчества.



Оснащение:

План

1.     Знакомство. Опрос с использованием кубиков-эмоций.

2.     Вводная часть. Понятие эмоциональный интеллект. Народные традиции развития ЕQ.

3.     Ознакомление участников мастер-класса с  педагогическими находками по развитию эмоционального интеллекта детей средствами фольклора.

4.     Практическое занятие с участниками мастер-класса по развитию EQ.

5.     Рефлексия. Заключительное слово.





Ход:

Слайд 1.

II городской фестиваль педагогического мастерства «Педагогический калейдоскоп»

Мастер- класс Гришиной Татьяны Геннадьевны



Здравствуйте, уважаемое жюри… коллеги. Я предлагаю совершить путешествие в сказку. В сказочном мире есть волшебные числа. Помните какие? (3,7) Да, 7 – сказочное число, поэтому я приглашаю 7 участников мастер-класса занять места за столами. Спасибо за смелость и готовность к работе. Рассаживайтесь за столы.

Обратите внимание перед вами на столах загадочные предметы. Вам интересно, что это? Давайте откроем и посмотрим. Это кубики, но необычные, рассмотрите их. Вы узнали, кто это?



Слайд 2. Колобок машет рукой, приглашая в сказку

Колобок – один из первых сказочных персонажей, скоторым знакомятся наши дети. Посмотрите внимательно, что вы заметили? Какой колобок на каждой картинке? Каждый колобок изображает определенную эмоцию. Он приглашает нас в мир сказок и эмоций! Какие эмоции олицетворяет колобок, назовите их.С помощью кубика эмоций предлагаю ответить на вопросы. Просто вместо ответа покажите ту грань кубика, картинка на которой точнее всего отображает ваш ответ.

- С каким настроением вы пришли на мастер- класс?

- Какие эмоции вы хотели бы испытать во время работы на мастер- классе?

Спасибо, уважаемые педагоги, я очень рада, что вы продемонстрировали разнообразный эмоциональный отклик, а значит, вы готовы к работе.



ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Хочу поделиться с вами своими педагогическими находками по теме: «Игра как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников».

Слайд 3.

Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека понимать эмоции и управлять ими.

Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.

Слайд 4 Колесо Роберта Плутчика



Наши эмоции разнообразны. Все они уникальны и важны.  Перед вами на столах и на экране колесо Роберта Плутчика. Посмотрите, как разноцветен наш эмоциональный мир!

Все, конечно, знают выражение «на лице написано». Речь о наших эмоциях. Но не только мимика выдает наши эмоции, но и жесты, движения всего тела, голос, его интонация, сила и тембр, покраснение, побледнение.

Эмоции и чувства помогают нам воспринимать мир. Они влияют на наш мыслительный процесс. Наши чувства и эмоции влияют  на здоровье и личную жизнь, на успех в работе,  помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить.  Поэтому так важно дружить со своими эмоциями.  Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.

Кукла.

Мы с вами стоим у истоков успешности человека с самого раннего возраста.

Вы, наверное, тоже замечали, что наши дети часто не умеют понимать свои эмоции, а тем более их контролировать, а поэтому и не понимают эмоций других людей.

Слайд 5. Пестование ребенка.

До 7 лет ребенок – младенец, дитя неразумное. Вспомним, как пестовали детей на Руси. Как пели песенки-пестушки, потешки. Пестовать, значит растить, воспитывать. Сколько тепла, эмоций в этих незатейливых песенках. (Напеваем кукле)

Хорошеньким  -хорошок!

Пригоженьким – пригожок!

Стройненьким – стройняшок!

Родненьким – родняшок!

Дорогиночка, золотиночка!

  А когда кормили, приговаривали:

Ай ту-ту, ту-ту, ту-ту,

Не вари кашку круту,

Вари мягонькую,

Ещё сладенькую!

Попробуйте и вы! Вспомните одну из пестушек, приговорок, колыбельных.

Замечательно!

Так мы можем пестовать не только маленьких детей. Когда играете с детьми  в «дочки-матери», покажите им как пестовать на примере игры с куклой, поверьте, это вызовет живой эмоциональный отклик.

Ну а что же наше «дитя»? Слышите, плачет еще. Чем бы нам дитя потешить?

Конечно сказкой! Ты, дитятко, полежи и послушай!



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Вспомните, пожалуйста, русскую народную сказку, в которой встречается число 7. Конечно, «Волк и семеро козлят»!

Слайд 6. Избушка козы

Вот мы и в сказке!

Вас семь, козлят тоже семь. Я предлагаю каждом взять на себя роль одного из козлят в нашей сказке.

Козлята – это детки неразумные. Задумывались ли вы, что у каждого козленка, как и у ребенка свой характер, свое настроение?



У мамы- козы тоже свой характер! В нашей сказке я буду мамой-козой. Посмотрите на нее и послушайте песенку.

Козлятушки-ребятушки…

Наши козлятки тоже песенку маме споют. А какой будет эта песенка, зависит от того, каким вы представляете своего персонажа.

Посмотрите, перед вами козлятки, только контур. У наших персонажей нет настроения, нет чувств, эмоций. Почему? Мы считываем настроение «с лица».

Предлагаю вам нарисовать мордочки нашим козлятам, чтобы мы могли по выражению их определить и характер, и настроение.

Ваши художественные способности не имеют никакого значения. Главное – передать настроение и характер.

Вы свободны в выборе материалов для рисования.



МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Слайды. Методический комментарий

Сказка о эмоциях – волшебных помощниках.

Слайд 7.

У человека немало помощников. И одни из волшебных помощников – наши эмоции. Они помогают нам во всем, что с нами происходит.



Слайд. Эмоции (от лат. emovere — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения ко всему, что происходит.

Слайд 8. Питер Саловэй и Джон Майер.

Каждый человек хотел бы подружиться с эмоциями. Термин  «Эмоциональный интеллект» возник относительно недавно. В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая стала первой публикацией на эту тему.

Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать  на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Слайд 9.  Успешность человека.

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.  Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, редко достигает поставленных целей. Понятие эмоционального интеллекта появилось сравнительно недавно и пришло оно с запада, однако традиции развития его были и в народной культуре.

Слайд10.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Какими, прежде всего, мы хотим видеть наших детей? Конечно же, человечными!



Слайд 11. Сказочный мир.

Я предлагаю вернуться в сказку. Что же получилось у наших героев. Предлагаю вам представить наших козлят. Обсуждение героев.

Конечно, дети, изображая персонажей сказки, нарисуют прежде всего себя, отобразят свое настроение, свои эмоции.

Можно разнообразить игру и предложить, например, изобразить персонажа в определенный момент сказки, обратив внимание на то, как меняются его эмоции в зависимости от ситуации. Вариантов много, что дает возможность проявить творческую фантазию.

Слайд 12.

РЕФЛЕКСИЯ

Вижу вам понравилась наша сказка.Прислушайтесь к своему внутреннему состоянию, к своему настроению после  мастер-класса. Наши волшебные кубики помогут вам поделиться и передать впечатления. А своих героев сказки вы можете забрать себе на память.

Благодарю участников мастер- класса за работу.Очень приятно было свами общаться и работать!

Слайд 13.

А зрителям сказать спасибо за внимание!



Буклет
Игра как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников





Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Наши эмоции разнообразны. Все они уникальны и важны. 



Колесо эмоций Роберта Плутчика.

Все, конечно, знают выражение «на лице написано». Речь о наших эмоциях. Но не только мимика выдает наши эмоции, но и жесты, движения всего тела, голос, его интонация, сила и тембр, покраснение, побледнение.

Эмоции и чувства помогают нам воспринимать мир. Они влияют на наш мыслительный процесс. Наши чувства и эмоции влияют  на здоровье и личную жизнь, на успех в работе,  помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить.  Поэтому так важно дружить со своими эмоциями.  Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20

процентов, а от коэффициента эмоционального развития

почти на 80 процентов.

Понятие эмоционального интеллекта появилось сравнительно недавно и пришло оно с запада, однако традиции развития его были и в народной культуре.

Игры для развития эмоционального интеллекта детей.

Таких игр достаточно много. Приемы, которые используются в играх, разнообразны: цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия.

Предлагаем активно использовать в играх с детьми малые фольклорные формы, такие как, потешки, пестушки, колыбельные и др. Их яркий, эмоциональный язык наиболее понятен детям. В партнёрской игре «Дочки-матери» покажите детям, как пестовать ребёнка на примере игры с куклой. Это вызовет живой эмоциональный отклик.

Также прекрасной основой для детской игры может стать народная сказка.
Игра «Нарисуй своего сказочного героя». Можно предложить детям нарисовать персонажа из сказки. Примеряя на себя роль из сказки, ребенок, прежде всего, в своем персонаже будет стремиться отобразить свои эмоции, свое настроение, а значит, получит возможность лучше понимать самого себя.
Игра «Актёры». Предложите сыграть роль в небольшом спектакле, предварительно можно побеседовать с детьми о том, какими они видят героев сказки, почему тот или иной герой поступает определенным образом, что он чувствует.
Можно провести предварительно игру «Покажи эмоцию», предложив ребятам изобразить с помощью мимики и жестов определенную эмоцию. Для этой игры хорошо использовать кубики–эмоции или картинки с эмоциональным изображением героев сказок.
 Как вариант - Игра «Угадай эмоцию», в которой каждый изображает эмоцию, все остальные должны её угадать. Такую форму работы можно назвать «Школа актёрского мастерства».
 Сказка на «новый лад». Предложите детям попробовать изменить сюжет сказок, события или характер героев. Поговорите, как изменится настроение героев, их поведение, эмоции. Можно предложить детям «помочь» сказочному персонажу преодолеть страх, грусть, другие негативные эмоции. Таким образом, через сказку мы учим детей не только понимать собственные эмоции, но и понимать других людей, учим сочувственному отношению к другим.
Попросите детей проявить фантазию и придумать свой вариант игры.
Желаем Вам и Вашим детям творческих успехов!





Комментариев нет:

Отправить комментарий